Телефон доверия
жизненную ситуацию? Кто такие консультанты телефона доверия?

Что же такое Телефон доверия сегодня?
Если очень коротко и просто – это скорая помощь для души. Все знают, если поднимается температура или болит живот, нам привычно звонить и звать врачей неотложной медицинской помощи. А когда болит душа от обиды, злости, отчаянья, или когда просто плохое настроение и кажется, что ты несчастен и одинок, – кому вы обычно звоните, к кому обращаетесь за помощью?
Конечно же, чаще всего к родителям, другим близким людям или друзьям.
Но что делать, если по каким-то причинам невозможно обратиться к кому-то из близких? В такой сложный момент на помощь могут прийти консультанты Телефона доверия. Люди звонят на Телефон доверия, когда им плохо, и они нуждаются в том, чтобы их выслушали.
С какими проблемами чаще всего обращаются на Телефон доверия?
Проблемы принятия себя:
- когда человек не принимает себя, ищет и находит в себе недостатки, болезненно реагирует на то, что о нём говорят и думают окружающие, переживает внутренние конфликты;
- испытывает чувство одиночества;
- не может определиться с выбором жизненного пути, с самореализацией;
- когда много тревоги вызывают экзистенциальные проблемы (это поиск ответов на вопросы: Кто я? Какой я? Что во мне не так? Что такое жизнь? И для чего мне жизнь, если в итоге мы приходим к смерти? А смерть - это что? Что происходит с душой человека после смерти? И что такое душа? Как следует жить, как правильно поступать? Каким я хочу быть?...).
Проблемы взаимоотношений с противоположным полом:
- трудности в установлении знакомства;
- невзаимная любовь;
- сложности построения взаимоотношений в паре;
- ссора с партнёром.
Сложности в отношениях со сверстниками:
- в общении (не могу найти общий язык с одноклассниками; меня не понимают и не принимают; мне с ними неинтересно);
- отсутствие и поиск друзей;
- ссора с другом.
Переживания, связанные со здоровьем (страхи; нарушения пищевого поведения; различные заболевания; инвалидность; нарушения здоровья на эмоциональной почве; зависимости, в том числе и от Интернета).
Детско-родительские отношения:
- ссора с родителями;
- непринятие тебя семьёй таким, какой ты есть;
- развод родителей;
- проблемы в новой семье.
Насилие (психологическое, физическое, сексуальное).
Учебные проблемы (трудности в учёбе; переживания из-за плохих отметок; конфликт с учителем, выбор профессии и др.)
Проблемы утраты (смерть; потеря).
Суицидальные переживания, мысли, состояния после суицидальной попытки.
Что происходит с человеком, когда он переживает сложную жизненную ситуацию?
Его сознание сужается, из-за чего нарушается ориентировка в окружающем. Он видит себя и внешний мир через узкие рамки данной ситуации и тех эмоций, чувств и мыслей, которые у него при этом возникают. Может возникнуть тревога, гнев, переживание тупика, безысходности, беспомощности, бессилия что-то изменить. Всё это меняет стратегию его поведения. И это преходящее, временное состояние, так будет не всегда. Но в период переживаний и боли, человек так не думает. При этом могут появиться суицидальные мысли и намерения.
И в такие периоды нужен кто-то внешний, кто поможет справиться с болезненными эмоциями и чувствами, осознать происходящее, посмотреть на ситуацию и на своё состояние по-другому, с иных точек зрения, чтобы увидеть решение и выход.
И таким человеком может стать консультант Детского телефона доверия.
Кто такие консультанты телефона доверия?
Это профессионалы, имеющие образование в области психологии или социальной педагогики и прошедшие специальную подготовку для работы на детских кризисных линиях.
Это люди, которым не безразличны вы и то, что с вами происходит. Они с готовностью вас выслушают и побудут рядом, когда вы испытываете в этом потребность. С ними можно поговорить обо всех своих чувствах и мыслях, в том числе и о тех, в которых вы боитесь признаться даже себе. Консультанты не оценивают вас. С ними можно освободиться от так называемых масок и быть собой. Вас не осуждают и не воспитывают. Вас внимательно слушают и помогают лучше понять себя и ту ситуацию, в которой вы находитесь. С консультантами можно обсудить и закрытые в обществе темы и вопросы, о которых сложно или невозможно поговорить с родителями, учителями или друзьями (например, о смысле жизни и смерти, о любви и др.).
Чем помогает простой разговор по телефону, спросите вы?
Может оказаться, что тебя впервые в жизни так внимательно слушают и проявляют живой неподдельный интерес к твоим переживаниям, чувствам, мыслям, сомнениям, внутренним конфликтам. Собеседник тебя не оценивает, а старается понять, и принимает таким, какой ты есть. И ты получаешь опыт принятия и понимания, что само по себе бесценно для психики человека, и другой помощи может и не потребоваться.
К тому же, эмпатия, психологическая поддержка, забота и уважение в ходе телефонного разговора, внимательное выслушивание без оценки, осуждения, признание уникальности, серьезности переживаний, помогают справиться с тревогой, страхом, злостью, напряжением и другими чувствами, которые в противном случае стали бы невыносимыми. В критических ситуациях уменьшают стремление к самоубийству. Телефонная помощь может быть доступна и необходима особенно, когда по каким-то причинам невозможно обратиться ни к родителям, ни к друзьям, ни к другим людям, которым ты мог бы довериться.
Когда человек выговорится и освободится от тревожных и неприятных мыслей и чувств, у него появляются силы посмотреть на сложную ситуацию по-другому, с разных сторон и с иных точек зрения. Это помогает ему справиться с ней, найти выход, увидеть то, что ранее было скрыто от него за болезненными переживаниями и мыслями.
Иногда бывают ситуации, когда ребёнок подвергается жестокому обращению или насилию и страдает от побоев, унижения, и никто не может его защитить. Консультанты детских линий, конечно, не могут защитить ребёнка непосредственно, но они могут поддержать его, помочь справиться с возникающими чувствами. Расскажут, как обратиться в соответствующие социальные службы или правоохранительные органы, где он может получить дополнительную помощь, и если ребёнок попросит, могут передать его просьбу о помощи другим специалистам, которые могут ему помочь.
Чем хорош разговор по телефону?
Звонок анонимный, т.е. вы можете не называть имя и не раскрывать другую информацию о себе.
Разговор конфиденциальный, о нём знают лишь два человека: ты сам и консультант. Разговоры не записываются. Номер телефона говорящего не высвечивается и, тем более, не сохраняется.
Во время разговора тебя никто не видит. И ты сам контролируешь этот процесс, сам решаешь, когда закончить разговор. Ты находишься в привычной обстановке, например, дома, и получаешь квалифицированную бесплатную психологическую помощь и поддержку. И для этого нет нужды иметь согласие родителей вне зависимости от твоего возраста, как при работе с очным психологом, куда дети самостоятельно могут обращаться лишь после 14 лет.
Детский телефон доверия под номером 8 800 2000 122 в нашем Ставропольском крае работает с 8.30 утра до 20.00 вечера ежедневно. На звонки отвечают специалисты двух психологических центров.